©2020 AstroPromenade

Лекция Александра Колесникова об истории возникновения и развития астрологии



История развития астрологии

Я не случайно написал именно "развития", а не "возникновения". На мой взгляд, история происхождения астрологии так же туманна, как история происхождения человечества.

Конечно, есть официальная дарвинистская версия, согласно которой человек произошел от обезьяны в процессе естественного отбора. И есть подобная ей полуофициальная версия происхождения астрологии - мол, наши предки наблюдали-наблюдали за звездным небом, записывали все, что там происходит, да в результате и пришли к выводу, что, мол, такие-то конфигурации на небе соответствуют таким-то событиям на земле.


Я не хочу углубляться в научные споры, но мне кажется нереальным происхождение Человечества в результате естественного отбора. Уж слишком мало изменились люди за отраженные в истории десятки веков. Точно так же я не считаю возможным возникновение астрологии из наблюдений. Конечно, наблюдения велись, и очень тщательные - особенно в Вавилоне. Однако их целью было не обнаружение, а подтверждение астрологических закономерностей.


Откуда тогда взялись эти закономерности?

Я бы ответил так: они возникли в результате практического приложения определенных философско-религиозных концепций. Можно, конечно, продолжить дальше: а откуда взялись эти концепции, и т.д. Однако в результате мы уйдем достаточно далеко от сферы интересов практической астрологии.


В истории астрологии много белых пятен.


Когда пытаешься в ней разобраться, то очень часто возникает впечатление, что когда-то существовавшие обширные знания постепенно забывались. Например, существуют свидетельства того, что очень глубокое и детальное понимание астрономии (то есть, на самом деле, астрологии, поскольку астрономия в то время была неотъемлемой составной частью астрологии) существовало в Египте во времена создания Пирамид, то есть около 2400 г. до н.э. Тогда были введены в практику довольно сложные календари, а уже в 1650 г. до н.э. египтяне, похоже, стали забывать астрономическую основу тех календарей.



В общем и целом можно сказать, что астрология пришла в Европу (мы сосредоточимся именно на европейской ветви астрологии, как наиболее близкой по мировосприятию) из египетских, вавилонских и персидских источников. А посредниками в этом процессе, а также интерпретаторами и распространителями астрологических знаний в первые века н.э., стали греческие философы. Именно греческие труды были источником астрологии для цивилизованного мира тех времен, в том числе для Римской Империи.

Астрология играла важную роль в Римской Империи и к IV веку н.э. окончательно утвердилась как общепризнанная наука.

Однако после падения Римской Империи около 500 г. н.э. и возникновения варварских королевств Европы (нынешних Италии, Франции, Германии и т.д.) астрологическая традиция в Западной и Центральной Европе прерывается. Впрочем, и на востоке, в Византийской Империи, религиозная и политическая обстановка были таковы, что фактически полностью подавляли практику астрологии.


Здесь на сцену выходят арабы. К 711 г н.э. их империя распространилась от территории нынешней Испании на западе до Индии на востоке. В VIII веке арабские правители и лидеры мусульманского мира в целом побуждали свою интеллигенцию к изучению греческого языка и ассимиляции научных достижений других народов. Так греческая астрология, наряду с другими греческими науками, стала составной частью арабской исламской науки. И именно в этом качестве астрология продолжала развиваться, тогда как в Европе на протяжении шести веков, с 500 по 1100 годы, практика астрологии была чрезвычайно затруднена.


Одной из важнейших причин упадка астрологии в Европе была деградация в области математического и в целом научного образования, последовавшая за падением Римской Империи. Однако к 1100 году Запад осознал, наконец, необходимость развития науки - точно так же, как это произошло на мусульманском Востоке в VIII веке. Начался массовый перевод арабских научных (в том числе астрологических) текстов на латинский язык. Результатом стало возрождение интереса к астрологии в Европе, продлившееся до XVII века.


Научная революция вызвала у многих западных интеллектуалов иллюзию, что в недалеком будущем все тайны природы будут раскрыты с помощью разума и экспериментальной науки. Широкомасштабное признание гелиоцентрической теории Коперника, а затем открытие новых планет были восприняты как опровержение астрологии, традиционно использовавшей геоцентрическую модель Птолемея и только пять видимых планет.


В результате, к концу XVII века в континентальной Европе практика юдициальной астрологии (о различных разделах астрологии будет рассказано дальше) фактически сошла на нет.

В Англии же астрологическая традиция продолжалась, или, по крайней мере, не прервалась совершенно, за счет того, что в этой стране традиционно сильна традиция траволечения, использующая в том числе и астрологические знания.

Именно в тот период от астрологов стали требовать доказательства "научности" их занятия, как ни парадоксально это звучит в отношении одной из древнейших наук. Теперь же определение науки чрезвычайно сузилось. Все, что не могло быть доказано "с помощью палки и веревки", объявлялось ненаучным. Те из астрологов, кто стремился к социальному приятию, стали предлагать (и предлагают до сих пор) различные рационалистические объяснения астрологии. Однако по отношению к области знания, основанной на древних философско-религиозных концепциях, это получается не очень складно.


В те годы менялась не только наука, огромные изменения происходили в обществе. И роль астролога в обществе тоже менялась. Раньше многие астрологи были по совместительству врачами, переводчиками, математиками. Они были высоко образованными людьми, а их клиентами в основном являлись аристократы и служители церкви - правящие классы тех времен. Например, один из важнейших представителей Средневековой Астрологии Гвидо Бонатти сам был дворянином и предсказывал священникам, до какого ранга они смогут дойти - епископа, кардинала или, может быть, Папы... Он давал советы членам королевской семьи и аристократам по поводу политических, военных, государственных дел.


Теперь же власть все больше переходила к буржуазии, а растущая грамотность среди рабочих дала начало популярной астрологии - той самой, которая заполняет сейчас последние страницы многих газет и журналов.


Система образования также меняла ориентацию, теперь основной акцент делался на инженеров, менеджеров, банкиров, а знание языков и философии становилось постепенно все менее ценным и значимым. И когда в середине - конце XIX века в Европе началось очередное возрождение астрологии, лишь очень немногие были способны обратиться к источникам, подавляющее большинство которых так и осталось не переведенным с греческого, арабского, латыни.


Возобновление интереса к астрологии и оккультизму в целом в XIX веке вызвано в значительной степени неверием общества в то, что все тайны Человечества можно объяснить с помощью разума. Понимание науки стало постепенно расширяться и в результате к ХХ веку ни у кого уже не вызывала удивления такая наука как психология - чей предмет и методы во многих случаях очень далеки от рационалистического шаблона.


Вдохновленные социальным успехом психологии, многие астрологи ХХ века стали стремиться "обнаучить" астрологию, сближая ее с психологией. В результате возникла и расцвела психологическая астрология, ориентированная, в отличие от астрологии классической, не на объективную реальность, а на внутренний мир человека.


В то же время, к концу ХХ века возрос интерес к классическим астрологическим трудам, к тем методам и направлениям, которые оказались преданными забвению. Отсюда возрождение Хорарной Астрологии, перевод большого количества трудов на греческом и латинском языках в рамках проекта Хиндсайт.

А в материалистических науках постепенно стало возникать представление о том, что есть некие пределы, за которыми начинают действовать совсем другие законы. Открытия в области одной только физики позволяют говорить, что рационалистические рамки, хотя и по-прежнему прочны, начинают потихоньку потрескивать.


Я далек от радужных надежд на то, что кто-то вот-вот докажет: астрология - это наука (и тогда всем астрологам автоматически присвоят звание академика). Для того, чтобы астрология снова оказалась в числе наук, и астрология, и наука должны сильно измениться. Может быть, это когда-нибудь и произойдет. Но вот в чем я уверен - так это в том, что астрология может приносить гораздо больше пользы людям, чем она приносит сейчас.


В заключение исторического экскурса - несколько имен, из тех, что наиболее известны в наше время. Хотя в истории астрологии есть множество блестящих мыслителей, с которыми вам еще предстоит познакомиться.



Птолемей (II век н.э.) - один из основоположников астрономии и астрологии. Вряд ли есть смысл перечислять все его многочисленные заслуги перед астрономией - о них можно прочесть во многих справочных изданиях. И в то же время, Птолемей является автором "Тетрабиблоса", первого полного руководства по астрологии. В "Тетрабиблосе" сделана попытка исчерпывающе объяснить астрологические принципы с точки зрения науки той эпохи.

Аль-Бируни (X - XI века) - оставил после себя труды, посвященные медицине, географии, физике, астрономии, и в то же время написал трактат "Книга вразумления начаткам науки о звездах", по сути дела учебник астрологии для начинающих.

Парацельс (XV - XVI века), легендарный целитель, считавший астрологию составной частью своего искусства. Писал, что врач без искусства трактовки астрологических констелляций - "псевдомедик", и что лекарство находится на небесах.


Тихо Браге (XVI век). Его называли "королем астрономов", в то же время он был астрологом и алхимиком. Достиг высочайшей точности в астрономических измерениях, а также писал астрологические альманахи для короля Дании, интерпретировал гороскопы его детей. Некоторые предсказания Тихо Браге получили всеобщую известность.

Иоганн Кеплер (XVI - XVII века) - великий астроном, чьи законы лежат в основе расчета орбит космических кораблей. В своем первом астрологическом альманахе предсказал исключительно холодную зиму и вторжение турков в Австрию. Когда оба предсказания сбылись, за Кеплером закрепилась репутация пророка. Отвергая вульгарную астрологию, подобную нынешним газетным "гороскопчикам", ввел новые элементы в теорию астрологии.

Карл Густав Юнг (XIX - XX века), известнейший психолог и психиатр. Серьезно изучал астрологию, использовал ее в своей практике. Один из его астрологических экспериментов получил широкую известность и стал хорошим поводом задуматься о природе человека и сущности астрологии.


Хорошая компания, правда? Так присоединяйтесь!


Предмет астрологии

Предмет астрологии - это соответствие между Макрокосмом и микрокосмом. То самое, о котором в древнейшем эзотерическом тексте "Изумрудная Скрижаль" говорится: "То, что наверху, подобно тому, что внизу". Макрокосм ("то, что наверху") - это Вселенная в целом, а точнее - вид на Вселенную, который открывается земному наблюдателю. Микрокосм ("то, что внизу") - это любая сущность или целостная система: земной шар, Человечество, глобальная экономика, отдельная страна или нация, семья, супружеский союз, отдельно взятый человек, собака Жучка, лягушка, микроб...


В астрологии считается, что каждый микрокосм в принципе устроен подобно Макрокосму, является одной из его проекций. И если что-то меняется в Макрокосме, соответствующее изменение более или менее явно происходит во всех его проекциях.

Каждый элемент Макрокосма имеет какое-либо соответствие во всех многочисленных микрокосмах. Например, планета Марс (элемент Макрокосма) соответствует армии в микрокосме государства, мускулатуре в микрокосме человеческого организма, железу в микрокосме природы, ножам и другим острым инструментам в микрокосме человеческого хозяйства, молодым мужчинам в микрокосме человеческого общества и т.д. Соответствие, о котором идет речь, не является буквальным, а основано на символическом подобии. Иначе говоря, это символическое соответствие.


Работа астролога, в самых общих чертах, заключается в том, что он берет мгновенный снимок Макрокосма на интересующий момент времени, изучает его и делает вывод, что происходит в этот момент в интересующем астролога микрокосме.

Астрологию можно разделить на два направления: натуральную и юдициальную астрологию (в разных источниках вы можете найти разные классификации, иногда противоричивые, но главное - суть, а не названия).


Натуральная астрология имеет дело с природой - всей, кроме человека и человеческого общества. К этому направлению относятся астрометеорология (изучение связи между Макрокосмом и земной погодой), прогноз землетрясений, извержений вулканов, сельскохозяйственная астрология (уход за растениями и животными, согласованный с конфигурациями Макрокосма) и другие подобные области исследования. В те века, когда основной силой, препятствующей развитию астрологии, была Церковь, натуральная астрология оказывалась вне критики - ей заниматься не возбранялось.


Юдициальная астрология изучает все, что связано с человеком и человеческим обществом. Именно она всегда попадала под огонь церковной критики - мол, не должен человек интересоваться собственной судьбой, на все Воля Божья. К основным разделам юдициальной астрологии относятся:

Натальная астрология - изучение потенциала личности и судьбы, отраженных в гороскопе рождения (или натальной карте). Методы натальной астрологии позволяют предположить, как будет разворачиваться судьба в интересующий период времени, то есть делать прогноз. Один из подразделов натальной астрологии - синастрия - изучает проблемы взаимодействия двух микрокосмов (двух людей или, например, человека и коллектива).

Мунданная астрология изучает большие общности людей - нации, государства - их взаимодействие, развитие, политическую и экономическую деятельность.

Астрология инициатив (Катархе) - к этой группе относятся хорарная и элективная астрологии, имеющие дело с человеческой инициативой. Хорарная астрология изучает гороскоп, построенный на момент постановки некоторого вопроса и оценивает перспективы замысла, связанного с этим вопросом. Элективная астрология выбирает наилучший момент для реализации замысла.

Таковы, в общих чертах, области исследований, которые охватывает астрология.


(с) Александр Колесников

Просмотров: 3